«Я и моё тело». Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий

Любовь Свинина

Участники: дети подготовительной группы.

Количество участников: подгруппа (6 человек).

Форма НОД: "открытая" образовательная деятельность (ОД) для воспитателей.

Материалы и оборудование:

1. Спортивный инвентарь и атрибуты: массажные дорожки; гимнастические палки (6 шт.); платки (6 шт.); мячи (6 шт.); фломастеры жёлтые (красные, оранжевые) - 6 шт. ; лист А4 - 6 шт.

2. Музыкальное сопровождение: "Фоновая музыка".

3. Кофты с пуговицами (или рубашки) - 6 шт.

Используемая литература:

Шукшина С. Е. "Я и моё тело". Программа занятий, упражнения, дидактические игры. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей. - М. : Школьная Пресса, 2009. - 96 с.

Цель:

Учить детей заботиться о своём здоровье (здоровье тела, рук и ног). Профилактика плоскостопия.

Задачи:

1. Дать детям представление о строении человеческого тела и о том, что руки - это помощники человека, а ноги - это его опора.

2. Познакомить детей с основными функциями рук и ног.

3. Подвести детей к осознанию значения рук и ног для полноценной жизни человека.

Ход НОД:

Под музыку дети входят в зал. Встают в шеренгу. Приветствуют гостей.

Ведущий:

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие - в страну, которая называется "Человек". Там вы узнаете много интересного и удивительного, неожиданного и необычного. Каждый человек неповторим по своему характеру, цвету волос и кожи, душевным качествам, разговорному языку и, в тот же момент, все люди имеют одинаковое строение тела. Итак, в путь!

Звучит "Сказочная музыка" из фильма "Три орешка для Золушки". дети за ведущим "змейкой" продвигаются по залу по массажным дорожкам. Подходят к стульчикам, расположенным у смарт-доски. Рассаживаются на стульчики. На экране появляется картинка с изображением человека и таблицы "Строение тела человека".

Ведущий:

А вот и он, Человек! Как же он похож на нас с вами! Ребята, скажите, пожалуйста, что у него есть такого, что имеется и у нас?

Дети:

Голова, руки, ноги, глаза, уши, рот. (ответы детей).

Ведущий:

Правильно, дети! У него есть: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться.

Ходить, бегать, кувыркаться.

Наши ушки звуки слышать.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут всё увидеть.

Ножки - бегать.

Ручки -делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать!

Ведущий:

Ребята, а вы хотели бы сделать зарядку и проверить, что умеет делать ваше тело?

Дети:

Ведущий:

Хорошо! Вставайте на расстоянии вытянутых рук. Смотрите внимательно, слушайте и, повторяйте за мной.

Проводится физкультминутка.

У меня есть голова. Направо, налево - раз, два (наклоны головы).

Она сидит на крепкой шее. Повертели-повертели (повороты головы).

Затем, туловище идёт. Наклон назад, наклон вперёд.

Поворот, поворот (наклоны, повороты).

Умелые руки есть у всех (рывки руками).

Вверх-вниз. Вниз-вверх (махи руками с чередованием вверх - вниз).

Ноги нам нужны (ходьба на месте,

Чтоб бегать, прыгать, приседать, стоять (бег на месте, прыжки, приседания).

Вот такое наше тело. С ним всё сделаешь на пять!

Дети садятся на стульчики.

Ведущий:

Молодцы, ребята! Садитесь. Итак, как вы убедились только что, наше с вами тело может выполнять много разнообразных движений: бегать, прыгать, приседать, стоять, ходить, наклоняться, заниматься любимым делом. Шея позволяет нашей голове быть подвижной. При помощи рук человек может выполнять различные действия. А чтобы узнать, какие именно действия, я предлагаю вам поиграть.

Ведущий, вновь, обращает внимание детей на смарт-доску. На экране задание "Что к чему относится?". Дети определяют, какие действия выполняют руки, а какие - ноги.

Ведущий:

Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились легко и быстро. Несмотря на то, что у людей одинаковое строение тела, кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Как вы думаете, почему так бывает?

Ответы детей.

Ведущий:

Одинаковые ли действия выполняют люди, если один из них здоров, а другой - болен? Чтобы это узнать, я предлагаю вам выполнить задание: "Человек - здоровый и больной".

Ведущий обращает внимание детей на смарт-доску. На экране изображены два человека: "здоровый" и "больной". Предлагает детям определить, какие действия выполняют люди, находясь в двух различных состояниях. Дети выполняют задание.

Ведущий:

Молодцы, ребята! Определили верно! Но в жизни человека бывает и такое, когда одни люди рождаются без рук или ног, а другие теряют руки или ноги из-за травмы. Таких людей называют "инвалидами" или "люди, с ограниченными возможностями". Как же им живётся?

Ответы детей.

Ведущий:

Чтобы почувствовать трудности, с которыми сталкиваются в жизни люди-инвалиды, я предлагаю вам, ребята, поучаствовать в упражнении "Кто быстрее наденет. ".

Дети выходят в центр зала. Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок надевает кофту и застёгивает пуговицы при помощи двух рук, а другой - при помощи одной руки. Затем, дети меняются местами. Результаты сравниваются.

Ведущий:

Итак, ребята, что вы почувствовали, когда выполняли это упражнение? С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

Ответы детей.

Ведущий:

Вот видите, какое значение имеют руки в жизни человека!

Ручки могут всё достать.

Можно в ручках подержать:

И игрушку, и травинку,

И тяжёлый стул за спинку.

Можно ручками махать,

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек,

Кошку гладить, обнимать

Или маме помогать. (С. Волков).

Берегите руки и не проходите мимо людей, нуждающихся в помощи! А теперь, ответьте на вопрос - Зачем человеку нужны ноги? Ступни?

Ответы детей.

Ведущий:

Ноги человека выполняют опорную и двигательную функции. Без ног человек не сможет двигаться и стоять. Вспомните мальчика, с которым познакомилась девочка Женя из сказки "Цветик-семицветик". Почему он отказался играть с девочкой?

Ответы детей.

Ведущий:

Правильно, ребята! Ноги мальчика были не здоровы и он не мог бегать. А что нужно делать, чтобы ноги всегда были крепкими и здоровыми?

Ответы детей.

Ведущий:

Правильно, ребята! Нужно каждый день делать по утрам зарядку, заниматься физкультурой и спортом. Уметь ухаживать за ногами, избегать опасных ситуаций и травм, а также, применять лечебную и профилактическую гимнастику. Стопы наших ног особенно нуждаются в такой гимнастике! И, сейчас, я приглашаю вас выйти на "Полянку здоровья".

Дети выходят в центр зала и, под руководством воспитателя (ведущего) выполняют упражнения на профилактику плоскостопия.

Упражнения:

1. "Ходьба на носках и пятках" (руки на поясе, голова приподнята):

Раз, два, три, четыре, пять

На носках идём гулять,

А теперь идём на пятках,

Выше нос, прямей лопатки!

2. "Ловкие ноги"

Дети стоят на полу. Между широко расставленными ногами гимнастическая палка. У её конца, справа - платок. Дети берут его пальцами правой ноги, зажимают и переносят к левой ноге, не задевая палку. Движения повторяются в чередовании со словами:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю -

Палку я не зацеплю.

3. "Не послушный мяч"

Дети, сидя на полу, катают мяч между подошвами стоп, с максимально разведёнными коленками. Ни мяч, ни стопы от пола не отрываются.

4. "Сидячий футбол"

Дети сидят на полу, напротив друг друга. Захватить мяч ногами и бросить его к сидящему напротив партнёру.

5. "Не обычное рисование"

Положить фломастер между пальцами стоп, нарисовать солнце. При этом, стопа левой ноги стоит на листе, как бы придерживая его. Сначала одной ногой нарисовать круг и отходящие от него лучи. Затем, другой ногой обвести этот рисунок. Подарить рисунок присутствующим гостям.

По окончании всех упражнений, дети встают в шеренгу.

Ведущий:

Ребята, вот и закончилось наше с вами путешествие в страну, с прекрасным названием "Человек". Вам понравилось путешествовать?

Ответы детей.

Ведущий:

А что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Ведущий:

А вам бы хотелось продолжить путешествие?

Ответы детей.

Ведущий:

Хоть мы с тобой не осьминожки,

Но нам необходимы ножки.

Всего лишь две, не надо много.

Нас заждалась уже дорога.

Тропинка узкая лесная,

Зимою горка ледяная.

Коньки, два серебристых братца, -

Нас приглашают покататься.

И лестница на наш чердак

Всё не дождётся нас никак.

И пусть устали мы немножко,

Но вновь зовут куда-то ножки! (Н. Кнушевицкая).

Мы обязательно вернёмся, а сейчас нас ждут в детском саду! До свидания!

Ведущий и дети прощаются с присутствующими и выходят из зала по массажным дорожкам, так же, как вначале заходили. Звучит "Фоновая музыка" та же, что и вначале.







Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Разделы: Работа с дошкольниками

Аннотация

Представленный методический комплекс предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста (4-7 лет) с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Методический комплекс предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих естественно-научное образование детей. Его создание базируется на программе А.И. Ивановой “Что могут знать дошкольники о человеке”; разделе “Что я знаю о себе”, включённого в программу доктора педагогических наук С.А. Козловой “Я – человек”, курсе по предшкольной подготовке М.Л. Лазарева “Здравствуй!”, программе Л.Бобарыкиной, Н.Шумиловой “Доктор Неболит”.

Описание методического материала

В последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Само понятие “здоровье” всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии и с природой, и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства , сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни. Особенно важно это знать детям, живущим в условиях Крайнего Севера.

Для осознания важности данной проблемы дошкольники в первую очередь должны познакомиться с тем, что же представляет собой человеческий организм, с особенностями его строения, функционирования и жизнедеятельности.

Таким образом, цель данного методического комплекса можно сформулировать следующим образом:

ознакомление детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:

– сформировать представления детей дошкольного возраста о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;
– сформировать позитивное самосознание, ценностное отношение к собственной жизни и жизни другого человека;
– расширить знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;
– развить умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;
– развить свободную, здоровую личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям;
– развить интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию;
– воспитать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

Реализация данного комплекса включает в себя следующие компоненты :

– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;
– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию дошкольниками материал по изучению тела человека;
– развивающий – формирование у детей активной позиции, направленной на саморазвитие;
– практический – практическое осуществление и применение познанного.

– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста;
– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;
– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;
– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Методический комплекс состоит из трёх блоков.

Первый блок “Твоё удивительное тело” предназначен для детей 4-5 лет. В нём дети впервые знакомятся с тем, что все люди на Земле разные и неповторимые, узнают, что такое комплекция, почему у людей разный цвет кожи, глаз и волос, форма носа; учатся внимательно наблюдать за лицом, определять по нему настроение и самочувствие человека; получают первые сведения о частях тела человека и их функциях; знакомятся с кожей, волосами и ногтями; проникают в тайну рождения; учатся определять людей по половым признакам; знакомятся с органами чувств; учатся экспериментальным путём ориентироваться в схеме собственного тела (Приложения №1 , №4).

Второй блок “Маленькая страна внутри тебя” предназначен для детей 5-6 лет. Как вы уже, наверное, догадались, он рассказывает детям о внутреннем строении человеческого организма. Вот темы занятий из этого блока: “Из чего я сделан. Клетка”, “На чём всё держится. Скелет и мышцы”, “Смотри во все глаза!”, “Слушай во все уши!”, “Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки”, “Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков”, “Мозг – центральный компьютер”, “Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека” (Приложения №2 , №5).

Третий блок “Секреты твоего здоровья” предназначен для детей 6-7 лет. Он приглашает детей в путешествие по волшебной стране Микробии, по Зубному Королевству, в гости к Королеве Простуде; рассказывает детям, откуда берутся болезни; о таких актуальных заболеваниях, как сколиоз и плоскостопие; знакомит со специализациями врачей, помогающих нам следить за здоровьем; рассказывает о взаимосвязи между здоровьем природы и здоровьем человека. В конце года дети сдают экзамен доктору Неболиту, т.е. в форме КВНа проводится итоговое занятие (Приложение №3 , №6).

Занятия по реализации комплекса длительностью от 20-30 минут (в зависимости от возраста) проводятся в течение всего учебного года 1-2 раза в месяц и представляют собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность. Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, на занятиях по

любым другим видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в разработанной мной тетради “Изучаю тело человека”.

Во время занятий с детьми используются следующие методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, самообследование, экспериментирование (фронтальное и демонстрационное), игра, логические рассуждения, самостоятельная деятельность детей, наблюдение, моделирование, ТРИЗ, практическая деятельность детей, демонстрация иллюстраций и фотографий, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, сюжетно-ролевая игра, дискуссия, имитация действий, творческая деятельность, фантазирование.

Мне очень хочется надеяться, что реализация данного комплекса поможет детям в будущем относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. Я стремлюсь к тому, чтобы они осознали и на всю жизнь запомнили народную мудрость: “Деньги потерять – ничего не потерять, время потерять – многое потерять, здоровье потерять – всё потерять!”

Список использованной литературы

  1. А.И. Иванова “Естественно-научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
  2. С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.
  3. А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
  4. П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
  5. С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
  6. М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
  7. Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  8. А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  9. Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
  10. Л.В. Белкина “Адаптация детей раннего возраста в ДОУ”.
  11. Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.
  12. В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.
  13. Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).
  14. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада”, “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.
  15. Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.
  16. В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997 год.
  17. “Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.
  18. “Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.
  19. “Дошкольная педагогика”, сентябрь-октябрь 2006 год.
Часть первая. ЧАСТИ ТЕЛА

Начинать разговор с ребенком о его теле можно даже тогда, когда он еще не в состоянии осмыслить свое тело, но уже способен понять, как называются части тела. Рассматривая картинки, спрашивайте ребенка, зачем ему нужны руки и ноги , ладошки и пальчики на руках и на ногах. Объясните ему, что гибкость тела обеспечивают суставы — подвижные соединения костей, благодаря чему человек может производить руками и ногами множество различных движений. Поупражняйтесь с детьми, используя действия частей тела. С этой целью проведите игры: «Кто быстрее пробежит на прямых ногах», «Возьми яблоко со стола прямой рукой и, не сгибая рук, откуси кусочек», «Нарисуй карандашом, вложив его в пальцы ног» и др. Эти упражнения интересны ребенку, и он, пытаясь их выполнить, познаёт необходимость именно такого устройства своего тела. Рекомендуем также в целях познания возможностей тела и его органов создавать проблемные ситуации в процессе занятий. Например, детей со связанными руками можно попросить нарисовать картинку, завязать шнурки, одеться, выполнить какое-то задание попеременно при помощи рук и при помощи ног и т.п. Задания такого рода подводят ребенка к пониманию значения рук и ног для полноценной жизни, к осознанию необходимости бережно- го, заботливого отношения к ним. Они повышают к тому же его умственную и познавательную активность, помогают усвоить функциональные возможности верхних и нижних конечностей: какие задания можно выполнить только руками, какие - только ногами, а какие выполняются только при условии координации движений рук и ног. Примерный набор заданий: 1. Поиграй на музыкальном инструменте (металлофоне, пианино, барабане). 2. Нарисуй солнышко, напиши слово. 3. Вырежи из бумаги квадрат, круг, звездочку. 4. Покушай кашу. 5. Построй башню из кубиков. 6. Побегай, попрыгай, походи, постой... 7. Поиграй в мяч. 8. Полазай по лесенке. В первой части пособия детям также дается представление о больших заместительных возможностях человеческого организма на примере людей с ограниченными возможностями. (Например: нет рук - играет на музыкальном инструменте, рисует, держит ложку при помощи ног.) Занимаясь по нашей книге, регулярно проводите с детьми физкультминутки: повороты с наклоном головы; круговые движения шеей, наклоны туловища; рывки руками; подскоки; приседания. Такие упражнения позволяют закрепить представления детей о строении тела человека, развивают двигательные навыки, ориентировку в пространстве, активизируют интерес к познанию себя, своего тела, своих возможностей, вызывают радостное настроение.

Часть вторая. ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Предложенный в этой части пособия картинный материал направлен на изучение органов чувств : зрения (глаза), слуха (ухо), обоняния (нос). Он поможет расширить представления детей об этих органах чувств и рассказать им, что, к примеру, глаза нужны для того, чтобы видеть, они бывают разного цвета и разной формы. По глазам человека можно узнать о его настроении, так как они бывают веселыми и грустными, умеют смеяться и плакать. И если глаза не беречь - они хуже видят и нужно надевать очки. Рассматривание картинок с ребенком лучше проводить в разных формах. Можно побеседовать с ребенком на заданные темы, а в процессе общения задавать вопросы, попросить рассказать о том, что он видит на картинке. Другой вариант работы - предложите ребенку рассказать о том, какую помощь оказывает ему тот орган, что нарисован на картинке. При этом полезно попросить ребенка вспомнить и показать, как и в каких случаях он опирается на помощь своих органов чувств или частей тела. Сопровождайте ответы детей поговорками, стихами («ручками похлопаем, ножками потопаем», «ушки на макушке» и т.д.). После того как вы убедитесь в умении ребенка не только назвать и показать свои органы чувств, но и объяснить, зачем они нужны человеку, переходите к следующему этапу. Расскажите ребенку о том, что такие же органы чувств есть у животных, но они отличаются от человеческих тем, что, например, кошка может видеть в темноте, а человек не может; что орел может увидеть свою добычу с очень большого расстояния, а человек не может и др. Но человек придумал такие приборы, которые восполняют эти недостатки: очки, бинокль, увеличительное стекло и др. Советуем провести с ребенком игру «Кто больше знает о себе?» . На вопросы типа «Что умеют мои глаза?» или «Какой орган мне помогает слышать, о чем говорят деревья в лесу?» и пр. - отвечают и дети, и взрослые. При этом дети сами выбирают картинку и начинают рассказ. Следующий этап - овладение способами бережного отношения к своим органам чувств. Дети с помощью взрослых составляют свод правил для каждого органа чувств: для глаз - смотреть книги при хорошем освещении, рисовать не склоняясь над бумагой, мыть каждые утро и вечер всё лицо и особенно глаза и др.; для ушей - не включать музыку очень громко, не кричать на ухо, надевать шапку с ушами зимой, чтобы не простудить уши, чистить уши и т.д. И так для каждого органа чувств. Разговор о «врагах» органов чувств проводится с помощью картинок и объяснения детям. Говорить можно по меньшей мере о четырех главных «врагах»: грязь, разница температур, внешние раздражители, опасные предметы. И наконец, можно побеседовать с детьми о том, как плохо жить человеку, у которого нет какого-то органа чувств, и о том, как можно помочь ему. При этом следует обратить внимание ребенка на то, что это очень сильные духом люди, они живут, не умея порой разговаривать или не слыша или не видя мир.

Часть третья. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ

Картинки этой части пособия предназначены для работы с детьми 6-7 лет, так как детей этого возраста уже интересует, «что у них внутри». С этого вопроса и можно начать рассматривать картинки, беседуя с ребенком. Давай посмотрим, что у нас внутри. Но сначала потрогай себя, меня. Что ты чувствуешь? Человек мягкий или твердый? Даже в тех местах, где он кажется тебе мягким, если хорошо нажать, можно почувствовать твердость - это кости . Все косточки вместе составляют скелет человека. Теперь посмотрим, как он изображен на картинке. Вот это скелет, а на нем мышцы , они-то и мягкие. Зачем скелет человеку? Он помогает нам «держать» свое тело и охранять внутренние органы. Вот видишь: внутри скелета находятся легкие, сердце . Скелет защищает их от ударов. Только благодаря скелету наше тело сохраняет форму. Кости человека очень прочные, но при резком ударе, неудачном прыжке, падении они могут сломаться. Поэтому следует осторожно вести себя, чтобы не повредить их. Вот на картинке врач, он осматривает ребенка, проверяет, все ли косточки у него в порядке, не сломал ли он какую-нибудь при прыжке.

Очень важный внутренний орган - сердце . На картинке нарисовано сердце человека и показано, как оно, как мощный насос, перекачивает кровь по всему организму. Кровь заключена в длинные

трубочки - сосуды , которые разносят кровь по всему организму. Вот поэтому, где бы мы ни порезали нашу кожу, сразу же появляется кровь. Это значит, мы разрезали какой-то сосудик. Важно сразу остановить кровь, чтобы человек не потерял много крови при ранении. Сердце работает всегда, даже когда человек спит или отдыхает. Работу сердца проверяет врач с помощью специального прибора, который называется «фонендоскоп». (Хорошо бы показать ребенку реальный фонендоскоп и дать ему возможность послушать, как бьется сердце.) На следующей картинке (с. 27) ребенок увидит дыхательные пути человека. Рассмотрите с ребенком картинку и покажите на нем самом, как происходит дыхание. Пусть он наберет носом воздух, потом «выпустит» его. Вспомните с ребенком, если это было в его опыте, как ему делали рентген. Расскажите ему, что лёгкие - очень важный орган. Человек дышит всегда, даже когда он спит. Понаблюдайте с ребенком за спящим человеком. Объясните, что дыхательные пути легко простудить. Человек постоянно вдыхает в себя воздух, и если он очень холодный, то можно застудить бронхи, вызвать насморк и даже заболеть воспалением лёгких. Поэтому нельзя сопротивляться, когда взрослые говорят, что нужно теплее одеваться. По такой же схеме рассматриваются и другие картинки этой серии. Затем можно провести игры. Предложите ребенку составить по какой-либо картинке рассказ-загадку, т.е. составить его так, чтобы слушающий смог угадать, какую картинку описывает ребенок. Можно поиграть в игру «Что ты знаешь о...». Вы задаете ребенку вопрос: «Что ты знаешь о сердце человека?» или «Что ты знаешь о скелете человека?» и т.д., а ребенок отвечает. Или еще игра «Что было бы, если бы...». Что было бы, если бы скелет убежал от человека? Если бы у человека не было зубов? Мозг перестал бы отвечать на все сигналы организма? Если бы сердце у какого-то человека решило отдохнуть и перестало биться? Если бы человек съел очень много пищи? А если очень мало? Особого внимания заслуживает рассмотрение картинок по теме «Помоги себе сам» (с. 31). Не следует относиться к ним как к медицинским рекомендациям. Цель этих занятий - формировать у детей

навыки осознанного отношения к своему телу, к своему здоровью.

· программы «Я и мое тело» С.Е.Шукшина. Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов.

· программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенносте

й детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.

· программы «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. Цель в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.

· «Игровой массаж» - методики спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки. Цель: профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния дошкольников.

· нестандартной оздоровительно-развивающей программы «Игропластика», разработанной авторским коллективом ДОУ № 383 Приволжского района г.Казани. Цель: развитие возможностей, заложенных в детях от природы.

Целью нашей программы является следующее: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

· сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);

· помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

· научить «слушать» и «слышать» свой организм;

· осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

· формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

· привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

· развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

· ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;

· научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

· ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

· формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;

В программе отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правила личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях.

Для детей 4-5лет (средней группы) поставлены следующие задачи:

«Я!». Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому. Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.

«Физкульт - ура!». Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек - живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть». Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.

«Внимание!». Рассказать о Правилах дорожного движения.

«Опасность!». Рассказать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе - разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги - попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги - переоденься в сухое.

«Мой - до - дыр!». Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана. Спокойно садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить "спасибо". Провести беседу о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

Принципы реализации программы.

1. Доступность:

Учет возрастных особенностей детей

Адаптированность материала к возрасту

2. Систематичность и последовательность:

Постепенная подача материала от простого к сложному

Частое повторение усвоенных правил и норм.

Наглядность:

Учет особенностей мышления

Динамичность:

Интеграция программы в разные виды деятельности

Дифференциация:

Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе

Целью нашей системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

Для реализации данной программы в детском саду созданы следующие условия:

· музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;

· физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.

· спортивная площадка (на участке детского сада),

· уголок релаксации в групповой комнате;

· медицинский кабинет.